Здоровьесберегающая технология

 

Сайт учителя истории

Васильева Алексея Ивановича

Здоровьесберегающая технология

 

Урок с применением здоровьесберегающей технологии.

 

Не менее опасно в современной образовательной ситуации чувство страха, которое к сожалению испытывают многие наши учащиеся. Своим проявлением чувство страха обязано следующим ситуациям:

      Учитель    дает    учащимся    задание,    которое изначально      превышает      их      реальные      учебные возможности,   а  затем   в  жесткой   форме  требует  его выполнения.

      Учитель знает типичные ошибки и недостатки ученика, и всякий раз стремится «подловить» его в этом.

      У   ученика   возникло   непонимание   какого-то учебного материала.

Непонимание ученика в обучении, как правило, является следствием не одного урока (или занятия), а серии его пропусков или упущений. Чувство непонимания нарастает как снежный ком. Оно создает страх публичного объяснения с учителем по поводу того, что ученик не знает, не умеет. А на самом деле причина кроется в непонимании какого-то ранее не достаточно глубоко усвоенного учебного материала.

Таким образом, часто современная система обучения и воспитания строится на чувстве вины и стыда, Педагог считает своим долгом указать своему воспитаннику, что он совершает нечто такое, что не соответствует некоторым общепринятым нормам и стандартам. Однако, постоянно поучая, акцентируя внимание на промахах и недостатках, мы формируем у наших воспитанников устойчивое чувство вины и стыда, что ведет к развитию устойчивой установки личности на ее неполноценность и ущербность.

К тому же это имеет тенденцию эмоционального подкрепления. А поскольку это делает, как правило, не один педагог, то наши воспитанники выстраивают вокруг себя оболочку отчужденности, закрытости. Они всячески пытаются скрыть свои недостатки и тем более проступки, что с неизбежностью ведет либо к лицемерию, либо к агрессивности.

Поэтому современные технологии воспитания, ориентированные на укрепление здоровья должны строиться не на чувстве вины и стыда, а на стимулировании, прежде всего их положительных чувств: успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности.

Как известно, положительными эмоциями и чувствами учитель добивается значительно большего взаимопонимания со своими воспитанниками, что является наивысшей гарантией успеха его воспитательной миссии.

Восхождение человека к духовности хотя и трудная, но реальная задача, если ее целенаправленно решать с нашими воспитанниками путем:

      глубоких размышлений о высшем космическом предназначении человека;

      воспитание        сердечности,        совестливости, отзывчивости, стимулирования в наших детях и учениках добронравия в делах и помыслах;

      поощрения    самосознания,    самосовершенство­вания, саморазвития, самореализации;

      преодоления легкомысленного, поверхностного, одномерного мышления;

      воспитания   чувства   внутренней   свободы   и одновременно ответственности;

      разъяснения    и    показа    ложных    ценностей, оберегания от безвкусицы, пошлости и невежества;

      показа   достижений   науки   и   техники   через призму гуманных целей и ценностей;

В современном образовательном процессе способствует здоровьесберегающему обучению и воспитанию:

1.       Пересмотр   целей   и   ценностей,   содержания современного     образования     в     контексте     глубокого осознания       приоритетности       духовно-нравственного воспитания,    систематическая    актуализация    внимания
учащихся на их здоровье и здоровом образе жизни.

2.   Усиление       диагностических       функций       в современном    образовании    для    выявления,    с    одной стороны, резервных возможностей  здоровьесберегающего обучения и воспитания, а, с другой стороны, для усиления
рефлексии учителя, а также учащихся с целью развития их способностей к самопознанию, самосовершенствованию.

3.   Создание комфортной  образовательной среды для   всех   учащихся,   создание   реальных   условий   для максимальной творческой самореализации как учащихся, так и учителя.

4.   Оптимизация    учебной    нагрузки    учащихся, особенно при постановке домашних заданий, чередование их учебного труда и отдыха.

5.   Непрерывное    профессиональное    самообразо­вание учителя, его самосовершенствование как учителя-исследователя,      особенно      в      плане      творческого саморазвития     его     методологической,     квалитативной (умений диагностировать, измерять) и валеологической культуры.

 

Представленный урок построен на уважении достоинства ученика, умении выслушивать его точку зрения. 

 

План урока.

Класс: 7, 10

Тема: Северная война (обобщающий урок).

Цель: обобщение знаний учащихся о Северной войне.

Задачи:

·        Развитие навыков участия в обсуждении, работы в группах, выражение собственной позиции.

·        Развитие умения осмысливать исторические события.

 

Форма урока: обсуждение, решение кроссворда.

 

Наглядные пособия:

·        Карта «Российская империя в эпоху Петра Первого» (европейская часть)

·        Атласы по истории Отечества

·        Картина Лансере «Корабли времён Петра Великого»

 

Оборудование

·        Компьютер и проектор;

·        CD «Энциклопедия истории России 862—1917 гг.»

·        CD уроки Отечественной истории до XIX века.

 

 

 

Эпиграф «Конец сей войны, таким миром получен ничем иным, токмо флотом». Пётр Первый.

 

Содержание урока.

1.     Оргмомент                                                           1 мин

2.     Повторение основных дат северной войны      2 мин

3.     Обсуждение событий северной войны             20 мин

4.     Решение кроссворда                                           12 мин

5.     выводы по теме                                                    5 мин

 

 

Ход урока.

1.     Оргмомент. Начало урока.

2.     Повторение основных дат: 1700, 1701, 1703, 1706, 1708, 1709, 1714, 1720, 1721.

3.     Обсуждение событий.

 

 

 

Обсуждение событий Северной войны.

Класс делится на две команды:1) советников русского царя и 2) совет­ников шведского короля.

Первым обсуждают положение битвы под Нарвой.

Вопрос к советникам русского царя:

-Что бы вы посоветовали сделать царю, чтобы можно было одержать по­беду под Нарвой?

Вопрос к советникам шведского царя:

-Как бы вы посоветовали поступить шведскому королю после победы под Нарвой?

Вторым обсуждают положение после Полтавского сражения.

Вопрос к советникам русского царя:

-Что бы вы посоветовали сделать царю после битвы под Полтавой?

Вопрос к советникам шведского короля:

-Как бы вы посоветовали поступить своему королю, чтобы не допустить поражения под Полтавой?

Следующим обсуждают положение после битвы под Гангутом.

Вопрос к советникам русского царя.

-Как бы вы посоветовали поступить царю, чтобы быстрее закончить Се­верную войну?

Вопрос к советникам шведского короля:

-Что можно посоветовать шведскому королю, чтобы не потерпеть поражение в войне?

 

Далее решение кроссворда.

Вопросы для кроссворда.

1.     Морское судно.

2.     Город, который был взят в 1696г. Петром I.

3.     Свод правил, устанавливающий порядок и организацию войск.

4.     Военное полевое укрепление пятиугольной формы.

5.     Другое название линейного корабля.

6.     Место постройки и оборудования судов в С-Петербурге.

7.     Высадка солдат на территорию противника.

8.     Солдат-новобранец.

9.     Гребное многовесельное судно.

10. Союзница России в Северной войне.

11. Любимец Петра 1,светлейший князь.

12. Место победы русского флота.

13. Адмирал русского флота во время Северной войны.

14. Гетман Украины, предавший Россию.

15. Город около которой Петр потерпел поражение.

16. Титул, который принял Петр 1 после Северной войны.

17. Противница России в ходе Северной войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов по теме.

Каждой команде предлагается оценить итоги войны для России и Шве­ции. Швеция перестала играть главную роль в Северной Европе. Россия с победой в Северной войне разрешило одну из важнейших задач — выход к Балтийскому морю.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".